Воскресенье, 27.09.2020, 22:09
Приветствую Вас Гость RSS

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
ОБНОВЛЕНИЯ [11]
КОНКУРСЫ [17]
ДОСТИЖЕНИЯ [12]
ВЫСТАВКИ [3]
КУРСЫ [3]
Вход
Наш опрос
Какое произведение "сильнее": «Джоконда» Л. да Винчи или «Чёрный квадрат» К. Малевича?
Всего ответов: 91
Соцсети
Рисунок без рамки


Главная » 2011 » Апрель » 19 » «МУЗЫКА КРАСОК И СВЕТА»: ИЗ ЖИЗНИ РОДНОГО КРАЯ В КАРТИНАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ МУНИЦИПИЯ БЭЛЦЬ
16:45
«МУЗЫКА КРАСОК И СВЕТА»: ИЗ ЖИЗНИ РОДНОГО КРАЯ В КАРТИНАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ МУНИЦИПИЯ БЭЛЦЬ
Музей истории и этнографии
     С 18 апреля 2011 года в Музее стали доступны посетителям многие уникальные произведения живописи и графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Вернисаж хоть и проводится в рамках дней памятников истории и исторических местностей на тему «Музыка красок и света», но продлится несколько лет.
     Директор Бельцкого Музея Людмила Доброджану любезно открыла тематическую выставку для заинтересованных юных художников из общеобразовательной средней школы № 2 и детской художественной школы. Она продемонстрировала обновлённые залы Музея влюблённым в искусство зрителям, остановившись возле картин, поразивших воображение исторической значимостью.
     Научный сотрудник Музея Лидия Норок-Пынзару поделилась историей о художественных работах. Начинающие ценители искусства узнали, что произведения дарились для потомков семью художниками с 1960 по 2011 годы.
     Первое историческое полотно Зиновия Синицы, пастозно написанное маслом ещё в 60-х годах ХХ века на тему подписания Луцкого договора между господарем Молдовы Дмитрием Кантемиром с Петром Первым, — одного из зачинателей профессионального искусства среди бельцких художников воздействует на зрителей сложной композиционной ритмикой и декоративной масштабностью.
     Четыре акварели известного художника за пределами Молдовы — мастера реалистических батальных сцен — Леонида Григорашенко — являются неоценимым вкладом в сокровищницу Музея. Представленные картины виртуозно иллюстрируют военную действительность Молдовы 40-х годов прошлого века.
     Три статичных пейзажа Григория Гальчинского — одного из первых организаторов Бельцкой детской художественной школы в шестидесятые годы прошлого столетия — отражают ушедшую, но ещё узнаваемую, архитектурную панораму советской действительности: кинотеатр имени Котовского (ныне — осовремененное здание культурно-развлекательного центра «Patria»), урезанный собор Святых Константина и Елены (в прошлом —  Музей этнографии, а сегодня — отреставрированная действующая православная церковь), убогие одноэтажные строения в окружении первых однотипных девятиэтажек.
     Три живописные иконы, выполненные в византийском стиле, значимы сами по себе. Но у них своя история: когда-то их почитали прихожане собора Святых Константина и Елены. В период пролетарского правления храм был закрыт и превращён в музей. Одна из сотрудниц сохранила от уничтожения Святые образы, написанные неизвестными художниками, чтобы сегодня представить их современному почитателю.
     Ещё одна, но скульптурная икона, с ликом Николая Чудотворца приобретена Музеем для «умиротворения враждующих, защиты невинно осужденных и избавления от напрасной смерти». Барельеф вырезан и стилизован из липы народным ниспоренским умельцем Василе Адамом.
     Семнадцать живописных и графических произведений подарены Музею художником Стефаном Флореску: исторические и тематические композиции, пейзажи, портреты известных личностей и обыкновенных бельчан, символизирующих явления природы и развитие страны.

© Автор фотографии Лидия Норок-Пынзару, Бельцы, Молдова, 2011
Стефан Флореску (слева) и Людмила Доброджану (справа)

     Например, художник раскрывает тематику мечты Михаила Садовяну о будущем Молдовы, демонстрируя сложность исторического момента Бессарабии до середины ХХ века. В одноимённом произведении «Мечта Михаила Садовяну» видны следующие средства выражения: со скалы над Прутом проходит граница, разделяющая Молдову на две родные части. Маэстро размещает образ «взгляда с высоты скалы, устремлённого в будущее» на весь полутораметровый холст: «радужка глаза — задумчивое лицо Михаила Садовяну», скала над бурным Прутом пишется в виде глаза через символику современной государственности (триколор: синий, жёлтый и красный цвета). Эта гамма также распределяется по максимальной площади картины. Художник применяет приём фантазирования «Универсализация».
     Стефан Флореску показывает «историческую связь времён» при раскрытии темы прошлой (например, битва у Кодрул Козминулуй молдаван против польских интервентов) и настоящей истории Молдовы. Для решения художественной задачи в диптихе «Прошлое и настоящее Молдовы» художник разделяет пространство холста на две взаимосвязанные части — прошлое и настоящее, и применяет приём композиции «Асимметрии» к каждому сюжету.
     В левом золотисто-тёплом полотне «Штефан чел Маре в Кодрул Козминулуй» художник раскрывает Святую историческую значимость господаря-защитника в битве у Кодрул Козминулуй против нападения Польши на Молдову (август-октябрь 1497) через символы «золотистого круглого нимба» и «короны господаря», «Креста», «ствола дерева» и «меча», добавив элементы охраняемого «труда военнопленных». Общий тёплый колорит всей части, ассоциируется, с уходящей в прошлое, осенью.
     В правом полотне «Буковина. Покров Молдовы» Стефан Флореску использует голубовато-холодную гамму, передающую весеннее цветущее настроение. Незначительно изменяет образы, взятые с левой части диптиха: «нимб, как символ Вечности» превращается в «солнце-подсолнечник», «корона» — в «трёхстворчатые ворота», «ствол дерева» и «меч» — в «холмы буковинских лесов», «молдавский господарь» — в «образ девушки-молдаванки».
     Для раскрытия замысла «исторической связи времён» художник согласовывает нижние горизонтальные «потоки жизни» двух холстов: движение пленных, вспахивающих землю, направлено слева направо, и переходит с одного полотна на другое. А в правой части диптиха современное бурное движение реки, направлено навстречу военнопленным из прошлого времени. Таким средством выражения живописец передаёт впечатление «исторической связи времён» шестисотлетнего развития Молдовы: между ХV и ХХI веками.
     В станковых линогравюрах Стефан Флореску раскрывает тему любви к Бельцам и Молдове, к её народным традициям. Например, в триптихе «Моя Молдова», в гравюре «Наша Молдова», в графическом триптихе «Молдавская свадьба». Он умело применяет незаметное средство выражения — «связь прошлого с современностью» — в различных тематических гравюрах.
     Тематические картины и другие экспонаты Музея образуют «неразрывную нить поколений»: от трипольско-кукутенского периода до средних веков Молдовы, и от них — к ХХI веку: «Музыке красок и света». Всё это можно увидеть в Музее истории и этнографии муниципия Бэлць.

© Роман  Флореску, искусствовед
Бельцы, Молдова, 2011

Категория: ВЫСТАВКИ | Просмотров: 1158 | Добавил: florescu | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив новостей

Друзья сайта
ТРИЗОТВОРЧЕСТВО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дидактика изобразительного искусства © 2009-2020. При использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна.